Аннотации статей. Том 51, 2015 г., № 8

ГЕНОТИПИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ WOLBACHIA PIPIENTIS В НАТИВНЫХ И ИНВАЗИВНЫХ ПОПУЛЯЦИЯХ HARMONIA AXYRIDIS PALL, 1773 (COLEOPTERA, COCCINELLIDAE)

И.И. Горячева1, А.В. Блехман2, Б.В. Андрианов1, Т.В. Горелова1, И.А. Захаров1

1 Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН, Москва 119991; e-mail: iigoryacheva@mail.ru
2 Институт биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН

Исследованы распространение и изменчивость репродуктивной симбиотической бактерии Wolbachia pipientis в 7 нативных и 6 инвазивных популяциях H. axyridis. Wolbachia-инфицированные особи обнаружены в 2-х инвазивных и 2-х нативных популяциях. Инфицированность Wolbachia инвазивных популяций H. axyridis показана нами впервые.С использованием системы мультилокусного типирования выявленыдве новые молекулярные формы Wolbachia. Впервые у H. axyridis обнаружена Wolbachia супергруппы А. Обнаруженное генотипическое разнообразие Wolbachia свидетельствует о неоднократных и независимых событиях заражения в эволюционном прошлом H. axyridis

ЭФФЕКТ ВВЕДЕНИЯ ГЕТЕРОЛОГИЧНОГО ГЕНА АЦИЛ-ГОМОСЕРИНЛАКТОНАЗЫ (AIIA) НА СВОЙСТВА ШТАММА BURKHOLDERIA CENOCEPACIA 370

В.А. Плюта1,2, В.А. Липасова1, О.А. Кокшарова1,3, М.А. Веселова1, А.Е. Кузнецов2, И.А. Хмель1*

1 Институт молекулярной генетики РАН, Москва 123182; e-mail: khmel@img.ras.ru
2 Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва 125047
3 НИИ физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва 119899

Для изучения роли Quorum Sensing (QS) регуляции в контроле клеточных процессов Burkholderia cenocepacia 370 в клетки этого штамма была передана плазмида pME6863, содержащая гетерологичный ген ацил-гомосеринлактоназы AiiA, деградирующей сигнальные молекулы QS систем N-ацил-гомосеринлактоны (АГЛ). При использовании биосенсоров Chromobacterium violaceum CV026 и Agrobacterium tumefaciens NT1/pZLR4 было показано отсутствие или уменьшение содержания АГЛ в культуре, соответственно. Присутствие в клетках B. cenocepacia 370 гена aiiA, клонированного из Bacillus sp. A24, приводило к отсутствию гемолитической активности, снижению внеклеточной протеолитической активности; ослаблению способности клеток мигрировать по поверхности агаризованной среды (сворминг-миграция, swarming). Не наблюдалось влияния введения гена aiiA на липазную активность, синтез жирных кислот, синтез HCN и образование биопленок. Показано, что пероксид водорода в субингибиторных или слабо подавляющих рост концентрациях вызывал стимуляцию образования биопленок. Введение гена aiiA в клетки не снимало этого эффекта, но уменьшало его величину

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИМОРФИЗМА ХЛОРОПЛАСТНОЙ ДНК ПОДСОЛНЕЧНИКА (HELIANTHUS L.)

Н.В. Маркин1*, А.В. Усатов1, М.Д. Логачева2, К.В. Азарин1, О.Ф. Горбаченко3, И.В. Корниенко1, В.А. Гаврилова4, В.Е. Тихобаева1

1 Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону 344090; e-mail: nmarkin@mail.ru
2 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва 119992
3 Донская опытная станция им. Л.А. Жданова Всероссийского научно-исследовательского института масличных культур, п. Опорный Ростовской области 346754
4 Всероссийский институт растениеводства им. Н.И. Вавилова, Санкт-Петербург 19000

Исследовали полиморфизм микросателлитных локусов хлоропластного генома у шести видов рода Helianthus и 46 селекционных образцов (17 ЦМС-линий и 29 Rf-линий) культивируемого подсолнечника H. annuus. Различия между видами определены по четырем SSR локусам. Различий у культурных форм выявлено не было. Проведен сравнительный анализ последовательностей хлоропластной ДНК линии 3629, американской линии НА383 и линии дикой формы H. annuus. В результате определены 52 полиморфных локуса – 27 SSR и 25 SNP, которые могут быть использованы для генотипирования образцов, в том числе 8 SSR и 4 SNP - для культурных форм

СОЗДАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ К ПИРИКУЛЯРИОЗУ СОРТОВ РИСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДНК-МАРКЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Е.В. Дубина1*, Ж.М. Мухина1, Е.М. Харитонов1, В.Н. Шиловский1, Е.С. Харченко1, Л.В. Есаулова1, Н.Н. Коркина1, Е.П. Максименко 2, И.Б. Никитина2

1 Всероссийский научно-исследовательский институт риса, Краснодарский край, пос. Белозерный 350921; е-mail: lenakrug1@rambler.ru
2 Элитно-семеноводческое предприятие «Красное», Краснодарский край, пос. Рисоопытный 353810

На основе современных технологий молекулярного ДНК-маркирования проведено введение и пирамидирование генов резистентности к пирикуляриозу Pi-ta, Pi-b, Pi-1, Pi-2, Pi-33 в отечественные сорта риса для придания им длительной устойчивости к заболеванию. Для этой цели в данной работе использованы SSR–маркеры, тесно сцепленные с указанными генами, а также внутригенные маркеры генов Pi-ta, Pi-b. Разработана система мультиплексной ПЦР для идентификации в гибридном потомстве одновременно двух генов устойчивости к патогену Pi-1+Pi-2, Pi-ta+Pi-b, Pi-ta+Pi-33

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТРЕХ ВИДОВ РОДА ASTARAGALUS L. СЕКЦИИ CENANTRUM BUNGE (FABACEAE)

О.С. Дымшакова1*, Д.А. Кривенко2,3, А.Ю. Беляев1, А.В. Верхозина2

1 Институт экологии растений и животных УО РАН, Екатеринбург 620144; e-mail: dymshakova@rambler.ru
2 Сибирский институт физиологии и биохимии растений СО РАН, Иркутск 664033; e-mail: krivenko.irk@gmail.com
3 Иркутский государственный технический университет; Иркутск 664074

С помощью изоферментных маркеров выявлена генетическая дифференциация между тремя видами рода Astragalus L. секции Cenantrum Bunge (Fabaceae): A. frigidus (L.) A. gray s.l., A. mongholicus Bunge s.l. и эндемиком северо-восточного побережья оз. Байкал A. sericeocanus Gontsch. Результаты аллозимного анализа подтверждают естественное деление секции на подсекции по морфологическим признакам. Наблюдаются отличия между A. frigidus (подсекция Elliptica Gontsch.) и A. mongholicus и A. sericeocanus (подсекция Semilunaria Gontsch.) по наличию видоспецифичных аллелей и частотам основных аллелей, генетическая дистанция DN = 1.24. Полученная для A. mongholicus и A. sericeocanus DN = 0.10 соответствует статусу близкородственных видов одной подсекции. Между популяциями A. frigidus и между популяциями A. mongholicus центральной части ареала DN = 0.02 и 0.03 соответственно. Такие дистанции характерны для межпопуляционного уровня и обусловлены только частотами аллелей. Обособлена периферическая популяция A. mongholicus (DN =0.36), что, вероятно, связано с длительной ее изоляцией и явлением «эффекта основателя»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ДНК-МАРКЕРОВ ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ АЛЛЕЛЕЙ ГЕНОВ FAD3 У РАПСА (BRASSICA NAPUS L.)

В.А. Лемеш1, Г.В. Мозгова1*, З.Е. Грушецкая1, Е.В. Сидоренко1, Я.Э. Пилюк2, А.В. Бакановская2

1 Институт генетики и цитологии НАН Беларуси, Минск 220072, Беларусь; e-mail: G.Mozgova@igc.bas-net.by
2 Научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию, Жодино 222160, Беларусь

Целью данного исследования являлась детекция аллелей, ответственных за качество рапсового масла пищевого назначения, в коллекции 21 образца ярового и озимого рапса белорусской и российской селекции, а также разработка A- и C-геном-специфичных ДНК-маркеров для оценки геномного полиморфизма рапса по генам FAD3 и отбор растений с низким содержанием линоленовой кислоты для вовлечения их в селекционный процесс.

Разработка способа идентификации аллелей генов FAD3, контролирующих уровень содержания линоленовой кислоты в масле семян рапса, а также создание новых dCAPS маркеров позволили идентифицировать в поколениях F2 индивидуальные растения гомозиготные по генам FAD3A и/или FAD3C. В настоящее время данные образцы вовлечены в селекционный процесс создания новых сортов со сниженным содержанием линоленовой кислоты в рапсовом масле

ANALYSIS OF GENOMIC DNA METHYLATION AND GENE EXPRESSION IN CHINESE CABBAGE (BRASSICA RAPA L. SSP. PEKINENSIS) AFTER CONTINUOUS SEEDLING BREEDING

L. Taoa, X.L. Wangc, M.H. Guoa, Y.W. Zhanga,b,*

a College of Horticulture, Northeast Agricultural University, Harbin 150030, China e-mail: zhangyaowei@neau.edu.cn
b Key Laboratory of Biology and Genetic Improvement of Horticultural Crops (Northeast Region), Ministry of Agriculture, Harbin 150030, China
c Chengguan Middle School, Linqu County 262600, China

Vernalization plays a key role in the bolting and flowering of Chinese cabbage (Brassica rapa L. ssp. pekinensis). Plants can switch from vegetative to reproductive growth and then bolt and flower under low temperature induction. The economic benefits of Chinese cabbage will decline significantly when the bolting happens before the vegetative body fully grows due to a lack of the edible value. It was found that continuous seedling breeding reduced the heading of Chinese cabbage and led to bolt and flower more easily. In the present study, two inbred lines, termed A161 and A105, were used as experiment materials. These two lines were subjected to vernalization and formed four types: seeds-seedling breeding once, seedling breeding twice, seedling breeding thrice and normal type. Differences in plant phenotype were compared. DNA methylation analysis was performed based on MSAP method. The differential fragments were cloned and analyzed by qPCR. Results showed that plants after seedling breeding thrice had a loosen heading leaves, elongated center axis and were easier to bolt and flower. It is suggested that continuous seedling breeding had a weaker winterness. It was observed that genome methylation level decreased with increasing generation. Four differential genes were identified, short for BraAPC1, BraEMP3, BraUBC26 and BraAL5

ТОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ ПРИ ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКОВ МИТОХОНДРИАЛЬНОГО ГЕНОМА СОБОЛЯ (MARTES ZIBELLINA L.)

Б.А. Малярчук, М.В. Деренко, Г.А. Денисова, А.Н. Литвинов